Что такое фэнтези

Фэнтези – жанр литературы, основой которого выступают вымышленные мотивы. Появился он в самом начале XX века. Серьезное влияние на развитие фэнтези оказало творчество Джона Рональда Руэла Толкина. Произведения этого человека, как, впрочем, и все остальные в рассматриваемом нами жанре, представляют собой историко-приключенческий роман, действие которого разворачивается в эпоху Средневековья. Его герои сталкиваются с невероятными для их времени технологиями и существами.

Главным отличием фэнтези от научной фантастики является то, что оно не ставит перед собой цель объяснить устройство нашего мира. Кроме того, его существование – чисто гипотетическое, так как никак не объясняется автором, и мы можем только догадываться: то ли это просто другая планета, то ли параллельная реальность. Из этого вытекает еще одно отличие фэнтези от научной фантастики – «нормальность» всевозможных созданий для этого мира. Драконы, эльфы, кентавры, гномы, гоблины, божества, приведения, другие существа, колдовство – все, что не существует у нас, может быть частью системы у «них». И это – абсолютно естественно, как для нас, например, кошки и собаки или, скажем, появление росы по утрам.

Следует оговориться, что фэнтези – жанр не только литературы. Это направление также объединяет произведения кинематографа, компьютерные, настольные и ролевые игры. И имеют они под собой ту же основу, что и книги.

Литература

Но больше всего в жанре фэнтези все же произведений литературы. Рыцари с мечами, магия, романтика – то, что лежит в их основе. Но в творениях Востока свои «киты», несколько отличающиеся от западных. По большому счету, они являются продолжением классических китайских, японских и корейских романов.

Самыми первыми произведениями в описываемом жанре являются «Дочь короля Эльфландии» Э. Дансени, «Конан» Р. Говарда и «Хроники Нарнии» К. Льюиса. Ярчайшим произведением фэнтези является «Властелин колец» Д. Толкина, о котором уже говорилось выше. Именно с выходом в свет этой книги вымышленные миры приобрели всемирную популярность.

Одним из преемников Толкина можно назвать К. Паолини, создавшего тетралогию об «Эрагоне». К слову сказать, последователями этого, без преувеличения сказать, писателя можно назвать всех тех людей, которые показали миру свои произведения в этом жанре.

Из современных произведений в жанре фэнтези, в первую очередь, следует отметить саги «Песнь Льда и Пламени» и «Забытые Королевства», появившиеся благодаря Д. Мартину и Р. Сальватору соответственно. Нельзя не сказать и о такой книге, как «Ведьмак» от А. Сапского, объединяющей в себе несколько романов.

Практически все вымышленные миры построены на так называемых архетипах – том, что в настоящее время забыто, но когда-то существовало. И не просто существовало, а процветало. Однако такой прием не пользуется одобрением у критиков.

Фэнтезийные расы

Как правило, фэнтезийные мира населяют существа, разделяющиеся между собой на расы. Многие из них заимствованы из мифов Древней Греции и Древнего Рима. Конечно же, они сильно видоизменены, однако знающий человек может без труда обнаружить сходства.

Система Dungeons & Dragons собрала воедино все эти расы и четко их систематизировало. Это оказало немалое влияние на творчество писателей-фантастов. Но у жанра фэнтези в этом вопросе несомненное преимущество: он допускает отклонение от принятых норм, вплоть до разработки чего-то уникального, ни разу не встречавшегося до ныне. Основными штампами в соответствии с системой, о которой говорилось ранее, являются:

  1. Эльфы. По внешнему виду очень похожи на нас, людей. Утонченные существа, не мыслящие своей жизни без природы. Обладают магией и занимаются искусством. Живут долго.

  2. Гномы. Человечки в прямом смысле этого слова – очень маленького роста. Несмотря на это, их телосложение нельзя назвать хилым. Подавляющее большинство гномов посвящают свою жизнь горному или кузнечному делу, так как обладают отличной выносливостью. Очень изобретательны, способны найти выход из самого затруднительного положения.

  3. Орки, также именуемые гоблинами. Варвары, произошедшие от обезьян. Война – вот что, пожалуй, является их целью. Живут за счет грабежей и убийств. Толкин объясняет происхождение этих существ от эльфов, которых заколдовала Тьма.

  4. Полурослики. Потомки хоббитов Толкина. Небольшие по росту существа. Характер непредсказуем – это и фермеры, и мошенники, не мыслящие своей жизни без преступлений. Любят метательное оружие.

  5. Тролли. Великаны, живущие в горах.

  6. Огры. Огромные, мягко сказать, непривлекательные существа, питающиеся людьми.

Помимо этого, фэнтезийные мира часто населяют мифологические существа: драконы, единороги и русалки и другие представители греческих, скандинавских и славянских народных сказаний.

Но, несмотря на такое разнообразие, численное превосходство в произведениях рассматриваемого нами жанра остается за людьми.

Тьма и Свет

Фэнтези можно разделить на несколько поджанров. В одном из них, эпическом, весь сюжет троится на противостоянии Добра и Зла или Света и Тьмы. Яркие примеры таких произведений – «Властелин Колец», «Железная башня», «Колесо Времени». Представители Тьмы, как правило, облачены в темную одежду: черные плащи, маски, черепа. Многие из них также имеют оккультную символику. Представители же Света, наоборот, «белые», чаще всего их образ построен на основе христианских традиций. Особенностью жанра фэнтези в изображении героев является то, что представители Тьмы, даже если они не являются отрицательными персонажами, все равно имеют характерный «черный» облик.

Квест

Целью главных героев фэнтезийных миров является прохождение испытания – например, найти волшебный предмет, добраться до места, спасти существо. Это все тот же архетип. Если говорить точнее, то сюжеты античной и средневековой литературы – всем известные поход аргонавтов за Золотым Руном и поход Галахада за Святым Граалем, поиск цветка бессмертия Гильгамешем и многое другое. Этот мотив прямо-таки бросается в глаза при прочтении книги Толкина «Властелин Колец» и «Час Дракона» Говарда.

Более поздние произведения в жанре фэнтези немного ушли от этот архетипа и стали рассказывать о путешествиях героев к какой-либо цели через множество самых разных препятствий, которые заставляли их менять свой маршрут.

Принцип квеста также используется разработчиками компьютерных игр. Во многих из них игроку требуется пройти немалый путь для того, чтобы найти ценную вещь, иногда неизвестную.

← Следующая заметка
Что почитать из Фэнтези?
Предыдущая заметка →
Что почитать из Фэнтези?